| ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Возвратное местоимение себя" (Русский язык , 6 класс). Учитель Анохина Е.С.Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо- бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме; повторить изученное о местоимении; 2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память, внимание. 3.воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карточки –задания.
Литература: Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 кл.»- Москва, 2001г. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З., «Зани- мательно о русском языке».-Л., 1990г. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. «Практичес- кая методика русского языка. 5 класс.»-М., 1995г. Степанов Вл. « Русские пословицы и поговорки от А до Я».-М., 1998г. «Русские народные загадки, пословицы, поговор- ки».-М.,1990г. Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день».- 2ч., М., 1995г. Организационный момент. Учитель зачитывает песенку Винни- Пуха, сочиненную поэтом Б.Заходером:
-Понятна ли нам песенка Винни- Пуха? О чём и ком идёт речь? -В чём же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, эмоции- нально рассказывал о своих похождениях, но остался непоня- тым? -Вам знакомы слова, которые использует Винни-Пух? Фронтальный опрос. 1. Что такое местоимение? Так о чём не знал ( или забыл) Вини –Пух? 2.На какие группы делятся местоимения по соотношению с другими частями речи. 3.По каким признакам местоимения делятся на разряды? 4.С какими местоимениями мы познакомились? Почему они называются личными? Перечислите личные местоимения. 5.Какое личное местоимение присоединяет в косвенных паде- жах букву Н, в каком случае? 6.Какова особенность употребления местоимения -вы (Вы)? Когда –Вы?
Проверка домашнего задания. Упр.515. Назовите предложения, в которых пишется- Вы (1,2), а в каких- вы(1,3).Почему?
Объяснение нового материала. 1.Запись на доске: Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ Улыбаюсь Стираюсь -Что общего и чем отличаются данные слова? Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребле- ние которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невоз- можно. В третьем столбике возвратное местоимение . 2.Чтение п.121. Записать число, тему урока. Составить план параграфа. Примерный план: 1) Себя- возвратное местоимение. 2) Значение возвратного местоимения. 3) Особенности изменения местоимения СЕБЯ. 4) Местоимение не имеет формы Р.п. 5) Синтаксическая роль местоимения СЕБЯ.
Закрепление. 1.Записать предложения под диктовку; определить падеж воз- ратных местоимений. А)Незаметно для себя я привык читать и брал книги с удовольст вием. (М. Горький.) Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу. ( М.Горький.) О себе он рассказывал мало. Однажды отец взял меня с собой на рыбалку. Б)2 группа учащихся работает самостоятельно с упр.525.
2.Разминка. -Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь? 1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) 2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро- гах? (Я, мы.) 3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья) 4.)Первый слог- личное местоимение, второй-детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. ( Якорь) 5.)Первый слог – личное местоимение, второй-звук, который издаёт лягушка. Вместе- овощ. (Тыква) стр.148.Г.А. Богданова «Уроки русского языка.6 класс.»
3.Учащихся получают карточки с пословицами, поговорками, включающими в себя возвратное местоимение. Записать, объяснить устно значения; определить падеж возврат- ного местоимения. 1)Руби дерево по себе. 2)Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил. 3)Всяк сам себе загляденье. 4)Он не даст наступить себе на ногу. 5)Всяк Аксён про себя умён. 6)Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 7)Умный себя винит, глупый- своего товарища. 8)Дураку воля- что умному доля; сам себя губит. 9)На других умён, на себя глуп. 10)В благополучии человек сам себя забывает. 11)Всякая рука к себе загребает. 12)Выше себя не прыгнешь. 13)Друга иметь- себя не жалеть. 14)Бояться себя заставишь, а любить не принудишь. В это время проверяется работа девочек, работавших по карточкам самостоятельно. Подведение итогов. -С каким местоимением мы познакомились сегодня на уроке? -Какое значение имеет возвратное местоимение? -Чем возвратное местоимение отличается от других местоимений Д\З.п. 121-124.,упр. 526. 4.Объяснительный диктант. Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём , подарил им. Вопрос на пять. Представляешь, верь не верь, Говорит при встрече дверь: -Тяжело мне, я не скрою, Мною хлопают порою Так, что всё во мне болит, Планка каждая скрипит. Дверь, за ручку открывая, Замечаешь: Дверь живая… И, узнав об этом, верю, Ты не будешь хлопать дверью. Г.Фархади. Прослушать, определить, сколько раз употреблено в нём личное местоимение Я и в каких падежах. Проверочная работа. Заполнить карточки –таблицы.
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |