Возвратное местоимение себя" (Русский язык , 6 класс). Учитель Анохина Е.С.

 Сайт МОУ Квашнинской основной общеобразовательной школы

Барабинского района Новосибирской области

Возвратное местоимение себя" (Русский язык , 6 класс). Учитель Анохина Е.С.

 

 Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо-

              бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;

            формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ

              в нужной форме; повторить изученное о местоимении;

           2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память,                

              внимание.

           3.воспитывать познавательный интерес.

 

 

  Оборудование: карточки –задания.

 

  Литература: Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 кл.»-

                                                              Москва, 2001г.

                          Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З., «Зани-

                          мательно о русском языке».-Л., 1990г.

                          Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. «Практичес-

                          кая методика русского языка. 5 класс.»-М., 1995г.

                          Степанов Вл. « Русские пословицы и поговорки

                          от А до Я».-М., 1998г.

                          «Русские народные загадки, пословицы, поговор-

                          ки».-М.,1990г.

                          Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день».-

                                                                  2ч., М., 1995г.

 Организационный момент.

 Учитель зачитывает песенку Винни- Пуха, сочиненную поэтом

 Б.Заходером:

                              На днях, не знаю сам зачем,

                                Зашёл я в незнакомый дом,

                                 Мне захотелось кое с кем

                                 Потолковать о том о сём.

 

                               Я рассказал им ,что, когда

                                  И почему и отчего,

                                  Сказал откуда и куда,

                                  И как, и где, и для чего;

 

                                 Что было раньше, что потом,

                                  И кто кого, и что к чему,

                                   И что подумали о том,

                                   И если нет, то почему!

 

                                  Когда мне не хватало слов,

                                Я добавлял то «ах», то «эх»,

                              И «так сказать», и «будь здоров»,

                                  И «ну и ну», и «просто смех»!

 

                                 Когда ж закончил я рассказал,

                                   То кое-кто спросил: «И всё ?

                                      Ты говорил тут целый час,

                                       А рассказал ни то, ни сё!»

 -Понятна ли нам песенка Винни- Пуха? О чём и ком идёт речь?

 -В чём же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, эмоции-

   нально рассказывал о своих похождениях,  но остался непоня-

   тым?

 -Вам знакомы слова, которые использует Винни-Пух?

Фронтальный опрос.

1.   Что такое местоимение?

 Так о чём не знал ( или забыл) Вини –Пух?

    2.На какие группы делятся местоимения по соотношению с

 другими частями речи.

    3.По каким признакам местоимения делятся на разряды?

    4.С какими местоимениями мы познакомились? Почему они

 называются личными? Перечислите личные местоимения.

    5.Какое личное местоимение присоединяет в косвенных паде-

 жах букву Н, в каком  случае?

    6.Какова особенность употребления местоимения -вы (Вы)?

 Когда –Вы?

 

Проверка домашнего задания.

 Упр.515.

 Назовите предложения, в которых пишется- Вы (1,2), а в каких-

 вы(1,3).Почему?

 

Объяснение нового материала.

1.Запись на доске:

Умываюсь     Извиняюсь

                                                     СЕБЯ

Улыбаюсь     Стираюсь

 -Что общего и чем отличаются данные слова?

 Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные-

               обозначают возврат действия.

               Во второй столбик  записаны слова-глаголы, употребле-

               ние которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невоз-

               можно.

               В третьем столбике возвратное местоимение .

 2.Чтение п.121. Записать число, тему урока. Составить план

 параграфа.

Примерный план:

1)   Себя- возвратное местоимение.

2)   Значение возвратного местоимения.

3)   Особенности изменения местоимения СЕБЯ.

4)   Местоимение не имеет формы Р.п.

5)   Синтаксическая роль местоимения СЕБЯ.

 

 

Закрепление.

1.Записать предложения под диктовку; определить падеж воз-

ратных местоимений.

А)Незаметно для себя я привык читать и брал книги с удовольст

вием. (М. Горький.)

Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному,

великому делу. ( М.Горький.)

О себе он рассказывал мало.

Однажды отец взял меня с собой на рыбалку.

Б)2 группа учащихся работает самостоятельно с упр.525.

 

2.Разминка.

-Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?

1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро-

гах? (Я, мы.)

3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья)

4.)Первый слог- личное местоимение, второй-детская болезнь.

Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)

5.)Первый слог – личное местоимение, второй-звук, который

издаёт лягушка. Вместе- овощ. (Тыква)

стр.148.Г.А. Богданова «Уроки русского языка.6 класс.»

 

 3.Учащихся получают карточки с пословицами, поговорками,

 включающими в себя возвратное местоимение.

Записать, объяснить устно значения; определить падеж возврат-

 ного местоимения.

1)Руби дерево по себе.

2)Сам себя сжёг француз,

    сам себя и поморозил.

3)Всяк сам себе загляденье.

4)Он не даст наступить себе на ногу.

5)Всяк Аксён про себя умён.

6)Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

7)Умный себя винит, глупый- своего товарища.

8)Дураку воля- что умному доля; сам себя губит.

9)На других умён, на себя глуп.

10)В благополучии человек сам себя забывает.

11)Всякая рука к себе загребает.

12)Выше себя не прыгнешь.

13)Друга иметь- себя не жалеть.

14)Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

  В это время проверяется работа девочек, работавших по карточкам самостоятельно.

Подведение итогов.

-С каким местоимением мы познакомились сегодня на уроке?

-Какое значение имеет возвратное местоимение?

-Чем возвратное местоимение отличается от других местоимений

Д\З.п. 121-124.,упр. 526.

 4.Объяснительный диктант.

 Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть

о нём , подарил им.

Вопрос на пять.

 Представляешь, верь не верь,

 Говорит при встрече дверь:

-Тяжело мне, я не скрою,

 Мною хлопают порою

 Так, что всё во мне болит,

 Планка каждая скрипит.

 Дверь, за ручку открывая,

 Замечаешь: Дверь живая…

 И, узнав об этом, верю,

 Ты не будешь хлопать дверью.

Г.Фархади.

  Прослушать, определить, сколько раз употреблено в нём личное местоимение Я и в каких падежах.

Проверочная работа.

Заполнить карточки –таблицы.

 

Местоимения- числительные

Местоимения-наречия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Местоимения-существительные

Местоимения- прилагательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz