Урок изучения нового материала "Электроскоп. Электрическое поле" (физика , 8 класс) . Учитель: Лебединцева Е.Н.

 Сайт МОУ Квашнинской основной общеобразовательной школы

Барабинского района Новосибирской области

Урок изучения нового материала "Электроскоп. Электрическое поле" (физика , 8 класс) . Учитель: Лебединцева Е.Н.

 

Урок изучения нового материала в 8 классе по теме «Электроскоп. Электрическое поле»

Цели урока:

Обучающая – познакомить с принципом действия электроскопа, научить пользоваться им, ввести понятие электрического поля

Воспитывающая - продолжить формирование мировоззрения учащихся путем ознакомления с новым видом материи

Развивающая –способствовать развитию мышления, познавательного интереса, практических навыков, умения выделять главное

Оборудование: электрофорная машина, электроскоп, электрометр, линейка, эбонитовая и стеклянная палочки, пластмассовые расчески, гильза из фольги, колокол, стакан с водой проводник, султаны, карточки для рефлексии

 

Ход урока

Организационный момент

Рефлексия: посмотрели друг на друга – улыбнулись глядя друг другу в глаза.

Работа по теме урока

Постановка эксперимента 1

На двух нитях подвешены расчески. Как узнать какая из них наэлектризована ( ни чем другим пользоваться нельзя)

Ответ: нужно одну расческу взять в руку, тем самым разрядив ее, если она была заряжена. Затем, держа расчески сблизить их и посмотреть, как они будут себя вести. Если будут взаимодействовать, значит вторая расческа заряжена, если взаимодействия не будет, значит заряжена была вторая расческа.

Постановка проблемных вопросов:

Известно, что электризации поддаются многие вещества. Можно ли наэлектризовать воду? Как это сделать с помощью электрофорной машины? Как обнаружить наэлектризованность воды?

(выслушиваются ответы учащихся и в ходе беседы обсуждаются высказанные предположения, вызывается учащийся, который проделывает опыт:

-наливает в хорошо просушенный стакан воду, ставит на столик с изолированными ножками, к кондуктору электрофорной машины присоединяет гибкий проводник, другой конец которого прикреплен к стеклянной или эбонитовой палочке; палочку опускаем в стакан с водой; после того, как сделано несколько оборотов ручкой машины, проводник удаляется из воды. Вывод: вода оказывается заряженной.Обсуждаем вопрос: как узнать электризацию воды?- в данном случае осуществить взаимодействие наэлектризованных тел трудно.

Постановка эксперимента 2

Поднесите к гильзе заряженную эбонитовую палочку. ( гильза вначале притянется, затем оттолкнется.)

-Почему гильза притягивается? ( гильза получила отрицательный заряд)

-Как это проверить? ( нужно поднести к гильзе предмет, заряженный положительно: например: стеклянную палочку., тогда гильза должна притянуться)

Вывод: с помощью подобных опытов можно обнаружить, что тело наэлектризовано.Существуют приборы, с помощью которых можно определить наэлектризованность тел: это электроскоп и электрометр. Вернемся к эксперименту с наэлектризованной водой: разрядником соединяем воду с электроскопом ( опыт проделывает учащийся), убеждаемся, что листочки электроскопа расходятся. Проделаем еще один эксперимент: коснемся эбонитовой палочкой, потертой о шерсть электроскопа – наблюдаем , что листочки вновь расходятся.

Вывод: с помощью электроскопа выявили наэлектризованность тел.Если к положительно заряженному электроскопу поднести тело одноименного заряда, то лепестки «расходятся», если же заряды разноименные – лепестки « притягиваются» или угол между листочками становится больше или меньше.

Вопросы к учащимся:

-Чем отличаются эти приборы от других известных вам приборов? ( нет единиц измерения, шкалы, нуля, максимального значения)

-Для чего применяют эти приборы? ( для определения наэлектризованности тел)

-Как разрядить прибор? ( коснуться рукой)

Предлагаю учащимся по учебнику прочитать об проводниках и непроводниках электрических зарядов, привести примеры.

Демонстрация опыта: подносим наэлектризованное тело к стержню электороскопа не касаясь его. Опишите увиденное. ( учащиеся наблюдают, что листочки электроскопа отклоняются)

-Как же зарядился прибор, ведь тело находилось от него на расстоянии?Может быть благодаря воздуху?

Демонстрируем действие электроскопа под воздушным колоколом.

Вывод: не воздух  передает электрическое взаимодействие, заряженные тела взаимодействуют и в безвоздушном пространстве.

Вопрос к учащимся:

-Как же взаимодействуют тела?

В соответствии с текстом учебника учитель дает определение электрического поля.

Вывод: электрическое поле мы не видим, не ощущаем, но оно есть, т.е. реально существует.

Постановка эксперимента 3:

На край спинки стула кладется деревянная линейка так, чтобы она была в равновесии и неподвижна. Стеклянная бутылка натирается тряпочкой  и подносится к линейке. Линейка выходит из состояния равновесия и падает. В чем причина?

( Линейка  оказалась  в электрическом поле заряженной бутылки и подверглась действию этого поля)

Постановка эксперимента 4:

Помешаем металлический лист между гильзой и наэлектризованной стеклянной палочкой

( гильза не реагирует на заряд палочки)

Постановка эксперимента 5:

Действие электрофорной машины на султаны, расположенные на разных расстояниях от нее.

( чем дальше султаны от наэлектризованного тела, тем слабее его действие)

Вывод: Электрическое поле заряженного тела действует с некоторой силой на всякое тело, оказавшееся в этом поле. Вблизи заряженных тел создаваемое поле сильнее, а вдали слабее.

Составляем вместе с учащимися конспект урока, выписываем основные выводы: для определения электризации тел служит физический прибор «электроскоп». В пространстве, где есть электрический заряд, есть электрическое поле. Электрическое поле- особый вид материи, его мы не видим, не ощущаем, но оно существует и проявляется в действии на заряженные тела.

Закрепление материала.

-Как можно обнаружить электрическое поле? Ответ потвердите опытом

-.Действует ли электрическое поле на незаряженные тела? Ответ потвердите опытом

--как изменяется сила, действующая на гильзу при удалении ее от заряженного тела?

Рефлексия

настроение и эмоциональное отношение к этому уроку.

 

Рефлексия

настроение и эмоциональное отношение к этому уроку.

 

 

Домашнее задание: §§27,28 ( ответить на вопросы), изготовить модель электроскопа

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz