Урок изучения нового материала "Электроскоп. Электрическое поле" (физика , 8 класс) . Учитель: Лебединцева Е.Н.
Урок изучения нового материала в 8 классе по теме «Электроскоп. Электрическое поле»
Цели урока:
Обучающая – познакомить с принципом действия электроскопа, научить пользоваться им, ввести понятие электрического поля
Воспитывающая - продолжить формирование мировоззрения учащихся путем ознакомления с новым видом материи
Развивающая –способствовать развитию мышления, познавательного интереса, практических навыков, умения выделять главное
Оборудование: электрофорная машина, электроскоп, электрометр, линейка, эбонитовая и стеклянная палочки, пластмассовые расчески, гильза из фольги, колокол, стакан с водой проводник, султаны, карточки для рефлексии
Ход урока
Организационный момент
Рефлексия: посмотрели друг на друга – улыбнулись глядя друг другу в глаза.
Работа по теме урока
Постановка эксперимента 1
На двух нитях подвешены расчески. Как узнать какая из них наэлектризована ( ни чем другим пользоваться нельзя)
Ответ: нужно одну расческу взять в руку, тем самым разрядив ее, если она была заряжена. Затем, держа расчески сблизить их и посмотреть, как они будут себя вести. Если будут взаимодействовать, значит вторая расческа заряжена, если взаимодействия не будет, значит заряжена была вторая расческа.
Постановка проблемных вопросов:
Известно, что электризации поддаются многие вещества. Можно ли наэлектризовать воду? Как это сделать с помощью электрофорной машины? Как обнаружить наэлектризованность воды?
(выслушиваются ответы учащихся и в ходе беседы обсуждаются высказанные предположения, вызывается учащийся, который проделывает опыт:
-наливает в хорошо просушенный стакан воду, ставит на столик с изолированными ножками, к кондуктору электрофорной машины присоединяет гибкий проводник, другой конец которого прикреплен к стеклянной или эбонитовой палочке; палочку опускаем в стакан с водой; после того, как сделано несколько оборотов ручкой машины, проводник удаляется из воды. Вывод: вода оказывается заряженной.Обсуждаем вопрос: как узнать электризацию воды?- в данном случае осуществить взаимодействие наэлектризованных тел трудно.
Постановка эксперимента 2
Поднесите к гильзе заряженную эбонитовую палочку. ( гильза вначале притянется, затем оттолкнется.)
-Почему гильза притягивается? ( гильза получила отрицательный заряд)
-Как это проверить? ( нужно поднести к гильзе предмет, заряженный положительно: например: стеклянную палочку., тогда гильза должна притянуться)
Вывод: с помощью подобных опытов можно обнаружить, что тело наэлектризовано.Существуют приборы, с помощью которых можно определить наэлектризованность тел: это электроскоп и электрометр. Вернемся к эксперименту с наэлектризованной водой: разрядником соединяем воду с электроскопом ( опыт проделывает учащийся), убеждаемся, что листочки электроскопа расходятся. Проделаем еще один эксперимент: коснемся эбонитовой палочкой, потертой о шерсть электроскопа – наблюдаем , что листочки вновь расходятся.
Вывод: с помощью электроскопа выявили наэлектризованность тел.Если к положительно заряженному электроскопу поднести тело одноименного заряда, то лепестки «расходятся», если же заряды разноименные – лепестки « притягиваются» или угол между листочками становится больше или меньше.
Вопросы к учащимся:
-Чем отличаются эти приборы от других известных вам приборов? ( нет единиц измерения, шкалы, нуля, максимального значения)
-Для чего применяют эти приборы? ( для определения наэлектризованности тел)
-Как разрядить прибор? ( коснуться рукой)
Предлагаю учащимся по учебнику прочитать об проводниках и непроводниках электрических зарядов, привести примеры.
Демонстрация опыта: подносим наэлектризованное тело к стержню электороскопа не касаясь его. Опишите увиденное. ( учащиеся наблюдают, что листочки электроскопа отклоняются)
-Как же зарядился прибор, ведь тело находилось от него на расстоянии?Может быть благодаря воздуху?
Демонстрируем действие электроскопа под воздушным колоколом.
Вывод: не воздух передает электрическое взаимодействие, заряженные тела взаимодействуют и в безвоздушном пространстве.
Вопрос к учащимся:
-Как же взаимодействуют тела?
В соответствии с текстом учебника учитель дает определение электрического поля.
Вывод: электрическое поле мы не видим, не ощущаем, но оно есть, т.е. реально существует.
Постановка эксперимента 3:
На край спинки стула кладется деревянная линейка так, чтобы она была в равновесии и неподвижна. Стеклянная бутылка натирается тряпочкой и подносится к линейке. Линейка выходит из состояния равновесия и падает. В чем причина?
( Линейка оказалась в электрическом поле заряженной бутылки и подверглась действию этого поля)
Постановка эксперимента 4:
Помешаем металлический лист между гильзой и наэлектризованной стеклянной палочкой
( гильза не реагирует на заряд палочки)
Постановка эксперимента 5:
Действие электрофорной машины на султаны, расположенные на разных расстояниях от нее.
( чем дальше султаны от наэлектризованного тела, тем слабее его действие)
Вывод: Электрическое поле заряженного тела действует с некоторой силой на всякое тело, оказавшееся в этом поле. Вблизи заряженных тел создаваемое поле сильнее, а вдали слабее.
Составляем вместе с учащимися конспект урока, выписываем основные выводы: для определения электризации тел служит физический прибор «электроскоп». В пространстве, где есть электрический заряд, есть электрическое поле. Электрическое поле- особый вид материи, его мы не видим, не ощущаем, но оно существует и проявляется в действии на заряженные тела.
Закрепление материала.
-Как можно обнаружить электрическое поле? Ответ потвердите опытом
-.Действует ли электрическое поле на незаряженные тела? Ответ потвердите опытом
--как изменяется сила, действующая на гильзу при удалении ее от заряженного тела?
Рефлексия
настроение и эмоциональное отношение к этому уроку.
Рефлексия
настроение и эмоциональное отношение к этому уроку.
Домашнее задание: §§27,28 ( ответить на вопросы), изготовить модель электроскопа